РБК, журнал,
28 мая 2017 г.
«Бережливое» будущее российской медицины 832 просмотра
Долгосрочные возможности развития коммерческих клиник в России, скорее всего, связаны с государством. Чтобы эти бизнес-модели были выгодны, приходится внедрять новые стандарты эффективности.
Частники в ОМС
На инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2017 года министр здравоохранения Вероника Скворцова объявила, что 27% компаний, работавших в прошлом году в российской системе ОМС, относятся к коммерческому сектору медицины. Для сравнения: в 2011 году этот показатель составлял всего 7%. После долгих лет разговоров о государственно-частном партнерстве в сфере здравоохранения эта идея наконец обрастает плотью. У Фонда обязательного медицинского страхования уже сейчас более 2700 частных партнеров, Минздрав реализует 76 совместных проектов с бизнесом с общим объемом инвестиций более 61 млрд руб., и эти цифры продолжают увеличиваться.
Правда, в общем финансовом объеме оказываемых гражданам услуг доля частников выглядит скромно: лишь 2,5% (18,2 млрд руб.) в 2016 году от общего финансирования программы медицинских госгарантий. Для сравнения: легальный рынок коммерческих медицинских услуг, по данным «РБК Исследования рынков», в 2015 году перешагнул за 377 млрд руб. То есть участие многих предпринимателей в ОМС пока имеет символические объемы, зачастую являясь декларацией о намерениях сотрудничать с государственной системой.
На это есть и общественный запрос: согласно глобальному исследованию Philips «Индекс здоровья будущего» за 2017 год, 49% россиян предпочли бы обслуживаться в частных клиниках.
Что этому мешает, известно: в опросе для «Исследования рынка коммерческой медицины в России в 2015 году» от EY более 80% руководителей медицинских организаций заявили, что войти в систему ОМС им не дают низкие, нерыночные государственные тарифы. Медицинские операторы говорят о «правиле крайностей»: считается, что в системе ОМС могут окупиться либо самые дешевые из платных услуг, либо, наоборот, высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) - государственные тарифы на нее приближены к реальным.
Комплексное лечение
Во всем мире умение вписываться в невысокие государственные расценки - это вопрос просчитанной эффективности, считает Антон Задорожный, директор по консалтингу компании Philips в России и СНГ. «В России ожидать бурного роста, в том числе в медицинском бизнесе, уже не приходится, - размышляет он. - Рынок коммерческих услуг в большой степени опирается на кошелек пациента. Его основной драйвер - доходы населения, которые еле-еле восстанавливаются после падения. Поэтому одним из ключевых факторов успеха станет способность частных операторов эффективно работать в государственной системе». Если в Европе при фиксированных и довольно низких государственных тарифах на медицинские услуги операторы могут приносить своим владельцам доходность на уровне 20%, то и в России это должно быть возможно.
За без малого сто лет с момента выпуска в 1918-м рентгеновской трубки Philips накопил опыт взаимодействия с клиниками по всему миру и теперь ретранслирует эти наработки в Россию, помогая определять стратегии и сопровождая бизнес своих клиентов. В отечественную практику входит испытанный на Западе бизнес-формат - долгосрочные партнерства между медицинскими операторами и поставщиками технологических решений. Первый контракт такого рода сроком на 10 лет и стоимостью более €73,5 млн подписан между Philips и ГК «Эксперт» в конце 2016 года. Участие команды Philips в планировании бизнеса сети диагностических центров означает для технологического гиганта и медицинского оператора разделение ответственности за успех выбранной стратегии, которая включает в себя и партнерские проекты с государственным здравоохранением.
По мнению экспертов Philips, ключом к успеху может стать ценностно ориентированный подход в здравоохранении. Его логика проста: ценность - это здоровье, а не лечение, платить следует не за конкретные манипуляции, а за их эффект. Если просто выписать больного после успешного хирургического вмешательства, через какое-то время он может вернуться в стационар в прежнем, если не худшем состоянии, - и его лечение придется оплачивать повторно. Однако, если сразу включить в лечебный план последующую терапию, реабилитацию и амбулаторный контроль состояния пациента, этого, скорее всего, удастся избежать. В итоге пакет с послеоперационным медицинским обслуживанием будет стоить дороже, чем только операция, но значительно дешевле, чем двойная оплата или покупка отдельных услуг в различных клиниках.
Технологии оптимизации
Новая экономия - не за счет не сделанного, а за счет сделанного грамотно - существует в парадигме «бережливого производства» (lean). Ее краеугольный камень - рациональная организация рабочих процессов. Консультанты Philips приводят примеры из практики, когда только за счет организации труда удавалось на 30% повысить пропускную способность отделения лучевой диагностики, на 20% сократить время ожидания пациентов и на 17% увеличить количество ежедневно описываемых обследований. Мировая практика показывает, что эффекты внедрения lean в медицинском бизнесе способны снижать издержки на 35-50%. В российских условиях это дает возможность максимально приблизиться к расценкам ОМС и обеспечивает операторам лучшие позиции в переговорах с государством о тарифах.
Многие частные клиники в России уже демонстрируют способность эффективно встраивать обслуживание пациентов по ОМС в свою бизнес-модель. Например, сеть диагностических центров «МРТ-Эксперт» - это более 40 офисов по всей стране, каждый из которых помимо коммерческого потока обслуживает часть пациентов по полисам обязательного страхования. Государство в этом случае покрывает тариф на МРТ-исследование, который в зависимости от региона может быть в 2-4 раза ниже реальной стоимости. Такая модель бизнеса обеспечивает сети широкий охват.
«В долгосрочной перспективе успех коммерческой клиники зависит не от способности «урвать» моментальную прибыль из кошелька пациента, а от готовности решать проблемы национального здравоохранения в условиях экономии. Для всей системы это будет win-win», - говорит Задорожный.
Путь непростой, но порой открытие качественного мед- центра меняет весь медицинский ландшафт региона. Например, открытие кардиохирургического центра «Альянс Клиник» в Ульяновске в 2015 году позволило оптимально распределить потоки пациентов на уровне всей системы областного здравоохранения и буквально за год в полтора раза сократило смертность от острого инфаркта миокарда.
Еще один проект государственно-частного партнерства, в прошлом месяце стартовавший в Новокузнецке, - клинический центр «Гранд Медика». Медицинское учреждение, сервисная модель которого разрабатывалась консультантами Philips, оборудовано инновационной системой «Умная больница» и выглядит как космический корабль из будущего площадью 20 тыс. кв. м. Клиника коммерческая, но 30% пациентов будут получать здесь высокотехнологичную помощь по полисам ОМС: пропускная способность медцентра - 160 тыс. пациентов и более 10 тыс. оперативных вмешательств в год. Открывать его приезжала замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева.
Почему частная клиника оказалась в центре внимания медицинских чиновников, объясняет генеральный директор «Гранд Медики» Дмитрий Данцигер. Высокотехнологичный центр изначально создавался с учетом потребностей здравоохранения Кузбасса, проект его строительства даже утверждался в областной администрации. В результате «Гранд Медика» была включена в инвестиционную программу региона и получила налоговые преференции на пять лет.
«Задача заключалась в том, чтобы у людей была возможность получать медицинскую помощь дома, в Кемеровской области, - рассказывает Данцигер. - Только по отчетности Фонда ОМС в 2016 году почти полмиллиарда рублей уходило в другие субъекты Федерации по взаиморасчетам за ВМП. Теперь деньги будут оставаться в регионе, и наоборот, пациенты из других областей поедут лечиться в Новокузнецк. Тарифы по ВМП при рачительном планировании вполне вписываются в нашу экономическую модель».
Для инвесторов «Гранд Медики» вложенные в мед- центр 3,8 млрд руб. окупятся нескоро. Клиника оснащена передовым оборудованием, а срок окупаемости даже рядового МРТ-сканера составляет минимум 7-10 лет. Эксперты Philips считают, что в российском здравоохранении наступает время долгосрочных инвестиций и партнерств. Пациенты больше не пойдут туда, где без особой нужды назначают дорогостоящие обследования. В выигрыше окажется тот, кто сможет ответить на запрос ценностно ориентированного здравоохранения.
Вся пресса за 28 мая 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 мая 2024 г.
|
|
Адвокатская газета, 20 мая 2024 г.
ВС напомнил, когда апелляционная жалоба не участвовавшего в деле лица может быть отклонена
|
|
Финмаркет, 20 мая 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» сохраняют долгосрочную инвестпривлекательность - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
МК в Дагестане, 20 мая 2024 г.
Дагестан в опасности: Мошенники используют ОМС для кражи данных
|
|
Авторадио, 20 мая 2024 г.
В Саратовской области ввели режим ЧС из-за гибели посевов
|
|
speedme.ru, 20 мая 2024 г.
Страховщики попросили быть спокойнее: отремонтировать автомобиль можно еще по старым ценам
|
|
НТВ, 20 мая 2024 г.
РСА: цены на автозапчасти в России стабилизировались
|
|
Интерфакс, 20 мая 2024 г.
Сроки поставок автозапчастей в РФ для авторемонта стали увеличиваться с декабря из-за сложностей с платежами – Уфимцев
|
|
Autonews.ru, 20 мая 2024 г.
Страховщики вернулись к идее ремонта машин подержанными запчастями
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 20 мая 2024 г.
Группа «Ренессанс Страхование» выплатила 33 млрд страховых премий
|
|
Интерфакс, 20 мая 2024 г.
Как туристам избежать сложных ситуаций, управляя автомобилем на отдыхе за рубежом
|
|
РИА Новости, 20 мая 2024 г.
Минздрав о новом виде мошенничества: при записи на медосмотр не нужно называть коды из смс
|
|
РИА Новости, 20 мая 2024 г.
Использование б/у запчастей снизит простои в ремонте авто в РФ на 80-90% – исследование
|
|
Sputnik Казахстан, 20 мая 2024 г.
Обязательное страхование жилья в зонах с высоким риском ЧС: миссия выполнима?
|
|
Правда.ru, 20 мая 2024 г.
Мифы о страховании: разоблачение пяти популярных заблуждений о ценах, покрытиях и необходимости страховки
|
|
Российская газета онлайн, 20 мая 2024 г.
Автостраховщики: срок ожидания запчастей вырос в два раза
|
|
Правда.ru, 20 мая 2024 г.
Восстановление утерянного полиса ОСАГО: какие документы нужны и что следует делать
|
|
Известия онлайн, 20 мая 2024 г.
В РСА заявили о резком сокращении сроков ремонта авто с б/у запчастями
|
 Остальные материалы за 20 мая 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|